Опорные катки — цилиндры, которые применяют в конструкциях гусеничных движителей вездеходной техники: тракторов, бульдозеров, экскаваторов, танков, БТР. Элементы устанавливают на нижнюю часть рамы. Катки образуют подвижную основу для поддержки и перекатывания рамы по гусеничным лентам. Сила веса машины равномерно распределяется через гусеницы на грунт.
Опорные катки большого диаметра заменяют поддерживающие ролики верхних ветвей гусеницы. В колесно-гусеничных машинах предназначение цилиндров — замена съемным гусеницам, при передвижении на колесном ходу.
СодержаниеКатки изготавливают из прочных, износоустойчивых сплавов. Монтируют на неподвижных осях, которые через подвеску взаимодействуют с корпусом техники. Для свободного вращения в корпусе устанавливают один или два подшипника. Во внутренней полости цилиндров находятся емкости под смазку — рабочая жидкость снижает негативное воздействие высокой температуры и трения. Уплотнения корпуса препятствуют утечке масла и попаданию внутрь различных загрязнений. На обоих концах цилиндров предусмотрены усиленные бугели, которые служат для закрепления оси и установки катков на раму.
Работоспособность гусеничных движителей с опорными роликами в полной мере проявляется при эксплуатации в сложных условиях: на пересеченной местности, вязких грунтах, каменистой местности.
Элементы обеспечивают:
Выбор конкретного вида опорных катков зависит от типа транспортного средства и конструкции ходовой части. Также учитываются условия эксплуатации и рекомендации производителя спецтехники.
Виды опорных катков по типу обода:
Одноободьевые — изготавливают с гладким округлым ободом. Роликами большого диаметра чаще всего комплектуют трелевочные (лесозаготовительные) и транспортные тракторы. Колеса малых размеров встречаются на промышленной спецтехнике.
Двухободьевые — выполняют с двумя гладкими округлыми ободьями или с гребнями (ребордами). Выбор конструкции зависит от типа беговой дорожки гусеничного движителя. Катки с двумя цилиндрическими ободьями применяют совместно с плоскими траками. Реборды предотвращают сход ролика с гусеницы рельсового типа — гребни выполняют с двух сторон обода или только с внешней части. Двухободьевые модели широко применяются в различной спецтехнике.
Виды опорных катков по способу изготовления:
цельнолитые — с проработанными рельефами для гребней цепи;
штампованные — состоящие из двух половинок, которые надежно соединены сварным методом;
составные — собранные из пары дисков, которые закреплены на концах оси посредством гаек.
Виды опорных катков по степени амортизации:
Цельнометаллические — износостойкие, надежные и долговечные. Необрезиненные опорные колеса используют для комплектации тихоходной тяжелой спецтехники.
С внешней амортизацией — наиболее комфортные решения для быстроходной легкой спецтехники. У катков резиновый бандаж привулканизирован или напрессован на внешнюю поверхность обода. Конструкция обеспечивает плавный ход и снижает уровень шума. Эффективно гасит ударные нагрузки — увеличивается срок службы подшипников. Недостаток внешней амортизации — повышенный износ бандажа, восприимчивость резины к термическим нагрузкам и абразивной среде. Обрезиненные ролики используют в промышленности и на транспорте, не применяют в тяжелых условиях и в сельском хозяйстве.
С внутренней амортизацией — оптимальное соотношение износостойкости и плавности хода. Резиновый бандаж располагается между ступицей и стальным ободом. Металлический корпус надежно защищает полимерную вставку от механических повреждений.
Ходимость опорных катков — 10-20 тысяч машино-часов (2-6 месяцев эксплуатации). Причины выхода из строя:
естественный износ — поверхность катка равномерно стирается при качении и скольжении с направляющими поверхностями траков. Между подвижными деталями забиваются частицы грунта, которые ускоряют износ.
повреждения деталей — плоские пятна на рабочих поверхностях, износ кромки реборды. Искажение геометрии катка происходит из-за неправильного положения ходовой рамы, уменьшения зазоров с втулками цепи. Также к негативным последствиям приводит использование деталей, не соответствующих технической документации производителя.
Конструкции опорных роликов постоянно улучшаются — внедряются новые решения для повышения производительности и увеличения эксплуатационного ресурса. Разрабатываются более надежные сплавы и смазывающие жидкости. Компания «ИнтерТрактор» регулярно обновляет ассортимент, чтобы предлагать клиентам качественные современные запчасти.